В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
История создания казначейства
Вся история развития государственных финансов России непосредственно связана с упоминанием наименования должностного лица, управляющего финансами, или самостоятельного учреждения с корнем слова «казна». История создания органов казначейства естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства. В XV веке наряду с должностью окольничего - ближайшего советника и исполнителя поручений Великого князя появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. При казначее в 1558 году (т.е. 457 лет назад) было образовано первое государственное экономическое учреждение - Казна, в которой вели делопроизводство должностные лица - дьяки и подъячие, не всегда родовитые, но грамотные исполнители приказов. Первым известным общегосударственным бюджетом (а точнее, с нашей точки зрения, росписью государственных доходов и расходов) являлась роспись доходов и расходов за 1679-1680 годы (т.е. 335 лет назад). По доходам и расходам она составляла 1220,4 тыс. рублей.
Создание строгой системы финансовых учреждений России, в том числе и в губерниях предпринято в императорском указе от 7 ноября 1775 года "Учреждение о губерниях". Реформа коснулась всех отраслей государственного управления, в том числе и финансовой. Были упразднены 3 коллегии, ранее управлявшие государственными финансами, и учреждены в составе Сената новые органы финансового управления - экспедиции: Экспедиция о государственных доходах, Экспедиция о государственных расходах, Экспедиция свидетельства счетов, Экспедиция о недоимках; было создано два центральных казначейства. Согласно указу 1775 года, вновь учреждались и главные органы местного финансового управления. Ими были определены губернские казенные палаты, первоначально состоявшие в ведении наместнических правлений.
Указом императрицы Екатерины II Сенату от 27 января 1781 года было образовано Пермское наместничество, объединившее две области, или провинции: Пермскую и Екатеринбургскую. В его состав входили 16 уездов: к Пермской провинции - Пермский, Кунгурский, Соликамский, Чердынский, Обвинский, Оханский, Осинский, Красноуфимский; к Екатеринбургской провинции - Екатеринбургский, Челябинский, Шадринский, Долматовский, Камышловский, Ирбитский, Верхотурский, Алапаевский. Одновременно с образованием наместничеств были утверждены органы управления, в том числе и финансовые. Основными финансовыми органами наместничества (губернии) в то время были Пермская казенная палата и уездные казначейства, составившие сеть подведомственных губернской Палате финансовых органов. Первым председателем Пермской казенной палаты был вице-губернатор Алябьев Александр Васильевич (1780-1787).
Одним из самых примечательных изменений в организации управления центральными финансовыми органами стал вывод в 1796-1797 годах «казначейских» экспедиций Сената из ведения генерал-прокурора и подчинения их Государственному казначею. Первым Государственным казначеем Российской Империи, согласно Высочайшему именному указу императора Павла I от 4 декабря 1796 года, был назначен Алексей Иванович Васильев. Интересным и актуальным даже для сегодняшнего дня является сам текст этого указа, который гласил: «При самом вступлении в важную должность, на Вас возлагаемую, приложите старания собрать сведения и Нам, как наискорее, доставить о всех доходах, о штатных, чрезвычайных или временных расходах, дабы Мы, рассмотря оные и распорядя сообразно прямым нуждам государственным, могли поставить Вас в лучшую удобность управлять сею частию и отвратить всякой недостаток или затруднение».
В ходе реформирования государственной системы управления России манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года были учреждены 8 министерств, в том числе Министерство финансов, руководство которым осуществлял назначаемый императором министр. Министру финансов вменялось «два главные предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов разассигнование по разным частям Государственных расходов». В основу сборов доходов должны были лечь такие принципы, как умножение богатств Империи при недопущении отягощения жизни народа, кроме того, поступление доходов должно было носить постоянный характер и иметь тенденцию к возрастанию, а расходы должны были быть строго регламентированы. На протяжении 19 лет ведомства Государственного казначея и Министерства финансов осуществляли свои функции в тесной взаимосвязи, но параллельно друг с другом. В 1821 году Министерство финансов расширилось за счет учреждения в его составе Департамента Государственного казначейства из 14 отделений, разделенных на две части: распорядительную, ведавшую всеми делами по приему и хранению доходов и по обращению их в расходы, и счетную, которая, в свою очередь, делилась на контроль и бухгалтерию.
Казенная палата Пермской губернии осуществляла все финансово-хозяйственное управление в губернии, «соотносясь с экспедициями Сената» по вопросам общего руководства. Палата делилась по направлениям деятельности на экспедиции, позже на отделения (ревизское, питейных сборов, соляное, казначейств, контрольное); принцип деления всегда сохранялся, несмотря на довольно частые и значительные изменения, происходившие с этим учреждением на протяжении всей истории его существования. Во главе казенной палаты, являвшейся коллегиальным органом, стоял председатель - вице-губернатор.
В ее ведении состояло управление всеми государственными имуществами, т. е. землями, недрами, водами, казенными предприятиями и государственными, дворцовыми, экономическими крестьянами. Палата руководила производством, хранением и продажей соли и спиртных напитков, занималась учреждением и осуществлением казенного надзора за винными откупами и контролем за добычей соли частными лицами. Она проводила рекрутские наборы, ревизии податного населения, перечисление лиц податных сословий из одного состояния в другое. Чиновники палаты контролировали раскладку, сбор и поступление всех видов налогов (окладных и неокладных сборов).
Состоявшие в ведении казенных палат уездные казначейства имели в своем штате уездного казначея и четырех присяжных - хранителей денежной казны. Впоследствии штатная численность этих учреждений увеличилась за счет введения должностей бухгалтеров и журналистов. Уездные казначейства осуществляли сбор, прием и хранение государственных доходов, выдачу денежных сумм по распоряжению местных властей, т. е. являлись государственными приходно-расходными кассами. В казначействах производилась продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, аршинов, ими же выдавались промысловые и торговые свидетельства, патенты по акцизным сборам, подорожные и паспорта для мещан.
Одновременно с этим казначейства выполняли функции «камеры хранения», принимая от различных учреждений, должностных и частных лиц на хранение денежные суммы и другие материальные ценности и имущество. В соответствии с законом «Об учреждении губернских казначейств и расходных отделений и преобразование уездных казначейств» от 30 ноября 1865 года в Перми было учреждено Пермское губернское казначейство. Его создание было обусловлено все возрастающей ролью органов казначейства в финансово-хозяйственной и промышленной жизни губернии и России. Тем более, что на органы казначейства к середине 70-годов девятнадцатого века возлагалось ведение всех кассовых операций по земским учреждениям, говоря на современном языке, они вели кассовое исполнение местных бюджетов.
К началу двадцатого века Пермская губерния была регионом с развитой инфраструктурой промышленности, торговли, кустарного производства, сельского хозяйства. В губернии создавались новые финансовые и кредитные органы. Но основными органами, владеющими информацией о поступивших казенных сборах, об их недоимках, об оборотах торговых и промышленных предприятий, действовавших на территории губернии, и о многом другом, оставались казенная палата и казначейства.
О том, что казенная палата продолжала оставаться важнейшим учреждением в губернии, свидетельствует тот факт, что ее председатель, имевший чин статского или действительного статского советника, зачастую замещал губернатора во время его отсутствия или болезни.
Возрождение казначейства России
Началом образования централизованной системы Федерального казначейства являются Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992г. № 1556 «О Федеральном казначействе Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.1993г. № 864, которым было утверждено Положение о Федеральном казначействе. Данное Положение являлось правовой основой деятельности органов казначейства, так как им были определены выполняемые функции на уровне Управления и отделений по городам и районам.
Руководители Управления
Первым начальником Управления Федерального казначейства по Пермской области приказом Министра финансов Российской Федерации был назначен Колпаков Валентин Васильевич, который приступил с 23 сентября 1993 года к исполнению своих непосредственных обязанностей. Эта дата и есть начало создания казначейства края.
Колпаков Валентин Васильевич
Руководитель Управления Федерального казначейства по Пермской области
Родился 17 октября 1937 года в с. Савиново Бийского района Алтайского края.
Финансовой системе Валентин Васильевич посвятил 34 года своей трудовой деятельности.
С 1959 по 1967 годы работал в системе Госбанка. В 1967 году был избран заместителем председателя Нытвенского Райисполкома. В 1968 году он назначен заместителем заведующего, а в 1977 году - заведующим Пермского областного финансового отдела.
С 1993 по 2002 годы возглавлял Управление Федерального казначейства по Пермской области.
Валентин Васильевич был награжден орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд, в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью «Ветеран труда», медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», ему было присвоено звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».
Мастерова Галина Ивановна
Руководитель Управления федерального казначейства по Коми-Пермяцкому автономному округу
Родилась 16 октября 1954 года в д. Монастырь Гайнского района Пермской области.
В 1972 году окончила Пермский финансовый техникум по специальности «Государственный бюджет», в 1986 году – Пермский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. А.М. Горького по специальности «Бухгалтерский учет», в 2003 году – Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Трудовую деятельность начала в 1974 году старшим бухгалтером Кудымкарского райфинотдела.
В сентябре 1995 года приказом Министерства финансов Российской Федерации Галина Ивановна была назначена начальником Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Коми-Пермяцкому автономному округу, с октября 1998 года по март 2012 года – руководитель.
В состав Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Коми-Пермяцкому автономному округу вошли отделения, организованные в августе 1994 года: Отделение федерального казначейства по г. Кудымкару, Отделение федерального казначейства по Юсьвинскому району, Отделение федерального казначейства по Юрлинскому району, Отделение федерального казначейства по Кочевскому району, Отделение федерального казначейства по Косинскому району, Отделение федерального казначейства по Гайнскому району.
За время работы в органах казначейства округа Галина Ивановна стала для коллег образцом трудолюбия и профессионализма. Она внесла неоценимый вклад в становление и развитие Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Коми-Пермяцкому автономному округу. Благодаря умелому руководству Галины Ивановны, ее принципиальности, требовательности, сплоченной работе высококвалифицированных специалистов, задачи, поставленные Федеральным казначейством по исполнению федерального бюджета на территории округа, были достойны выполнены.
За личный вклад в развитие органов Федерального казначейства по Коми-Пермяцкому автономному округу награждена Почетной грамотой Федерального казначейства, нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
Зайнутдинова Гульфия Акрамовна
Руководитель Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
Родилась 13 марта 1959 года в г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области.
В 1980 году окончила Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит».
Гульфия Акрамовна проработала в финансовой системе более 39 лет, из них на руководящих должностях – более 28 лет.
После окончания института была направлена на работу в финансовый отдел Пермского облисполкома, в дальнейшем переименованный в финансовое управление администрации Пермской области.
В органы Федерального казначейства края Гульфия Акрамовна поступила на службу в декабре 1993 года начальником отдела доходов федерального бюджета, с апреля 2003 года по октябрь 2019 года руководила Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю.
Гульфия Акрамовна стояла у истоков становления казначейской системы и внесла весомый вклад в ее развитие. Благодаря умелому, грамотному руководству Гульфии Акрамовны и сплоченной работе надежного коллектива было обеспечено эффективное и стабильное функционирование органов Федерального казначейства Пермского края, надежная защита экономических интересов страны.
За преданность Родине, государственный подход к работе, высокое профессиональное мастерство, порядочность и честность Гульфия Акрамовна награждена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, нагрудным знаком Минфина России «Отличник финансовой работы», нагрудным знаком «Ветеран Казначейства России», Почетной грамотой Федерального казначейства. Ей присвоено звание «Заслуженный экономист Российской Федерации», отмечена Благодарностью Министра финансов Российской Федерации, Благодарностью Федерального казначейства.
Казначейство в наши дни
Существенно изменились функции казначейства в наши дни.
В 1993 году налажен бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета и организована отчетность.
В апреле 1995 года осуществлен переход на учет и распределение доходов федерального бюджета во все уровни бюджетов.
Начиная с декабря 1997 года, финансирование расходов осуществляется через лицевые счета, открытые в органах казначейства.
С февраля 1999 года Минфином России официально передано право защищать интересы казны Российской Федерации и выступать от его имени в судах территориальным органам Федерального казначейства.
В декабре 2001 года на органы казначейства возложено выполнение дополнительных функций, связанных с организацией бухгалтерского учета исполнения и составления отчетности об исполнении внебюджетных средств учреждений.
В январе 2002 года начата работа по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств, открытых в органах федерального казначейства.
С января 2003 года централизованы на уровне управления учет доходов, собираемых на территории области, с мая 2006 года – учет расходов федерального бюджета.
С мая 2006 года приступили к работе в условиях единого казначейского счета, открытого в Федеральном казначействе.
Во второй половине 2006 года проведены мероприятия по обеспечению ведения с января 2007 года реестра государственных контрактов, заключаемых от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.
С 2007 года по 01.06.2011 года Управление совместно с Отделениями осуществляет ведение реестра государственных контрактов, заключенных за счет средств федерального бюджета.
С января 2006 года Управление начало работу по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Пермской области и бюджетов 363 административных образований.
С января 2008 года для осуществления этой работы в Управлении создан отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов.
С 1 января 2008 года Управление Федерального казначейства по Пермской области преобразовано в УФК по Пермскому краю с присоединением 6 отделений Коми-Пермяцкого округа, общее число подведомственных отделений составило 51 отделение.
В 2008 году начало функционирования центров юридического сопровождения. В этот же году построено и сдано в эксплуатацию здание Управления.
В 2009 году введены в действие новые нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и Казначейства России, решающие задачи по модернизации всего процесса организации исполнения бюджета. В рамках проводимой административной реформы внедрены Административные регламенты по исполнению следующих государственных функций:
организация приема граждан по обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;
организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений;
ведение Сводного реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса;
ведение реестра государственных контрактов;
разрабатывается Программа противодействия коррупции в Федеральном казначействе на 2008-2010 гг., в целях реализации Национального плана противодействия коррупции;
проводится мониторинг информационной открытости Интернет-сайтов Управлений по субъектам Российской Федерации.
осуществляется мониторинг по всем направлениям деятельности Казначейства России, его результаты используются для оценки качества выполнения территориальными органами своих полномочий.
заключаются Соглашения независимо от варианта порядка кассового обслуживания операций со средствами от приносящей доход деятельности отделениями и администраторами муниципальных образований.
С 2010 года обеспечивается исполнение новой государственной функции по ведению Сводного перечня заказчиков.
Осуществлен переход на промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения «Система поддержки технологического обеспечения».
Внедрена система оценки результативности деятельности федеральных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении и в Отделениях Управления.
Возобновлен контроль за целевым использованием субсидий (субвенций) и иных межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Внедрено прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства (ППО АСФК)», пришедшее на смену ППО «Центр-КС», обеспечивающего автоматизацию основных производственных процессов Федерального казначейства в части кассового обслуживания и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Выполнение функции информационному сопровождения организаций, размещающих информацию о размещении заказов в сети «Интернет» на Официальном сайте «www.zakupki.gov.ru », согласно ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В 2011 году внедрена новая схема взаимодействия по работе с исполнительными документами, позволяющая осуществлять учет исполнительных документов без их возврата, в случае предъявления их взыскателями не по месту обслуживания лицевых счетов должника.
В 2012 году в рамках реализации норм Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проводятся совещания с потенциальными заказчиками, попадающими под действие этого закона по вопросам регистрации и размещения документации на данном сайте.
Начало поэтапного перевода участников и неучастников бюджетного процесса, которым открыты счета в органах Федерального казначейства на режим работы в Системе удаленного финансового документооборота (далее - СУФД) взамен действующего ППО СЭД.
Осуществлен переход на обслуживание счета 40501, открытого органу Федерального казначейства «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации».
Проведены мероприятия по реорганизации Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, образовано 45 территориальных отделов.
Начата работа по постановке на учет бюджетных обязательств федеральных учреждений.
Осуществляется регистрация и сопровождение деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений на Официальном сайте Российской Федерации государственных (муниципальных) учреждений www.bus.gov.ru.
В течение 2013 года проводится подготовительная работа по переводу на кассовое обслуживание исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
C 01.10.2013 осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края.
Обеспечивается наполнение информационной базы в федеральных справочниках и реестрах, на сайте www.bus.gov.ru. Проводится работа по регистрации и перерегистрации участников в ГИС ГМП.
В целях сокращения сроков предоставления информации клиентам и финансовым органам сокращены сроки обработки итоговых банковских выписок по счетам, открытым Управлению.
Проводится работа, связанная с перенумерацией ранее открытых счетов № 40116 на основании указаний Банка России.
С 2014 года осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Внедрен механизм предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов под потребность.
Минфину Пермского края предоставляются бюджетные кредиты.
Внедрен механизм «Автосанкционирование» при использовании типовых шаблонов текстового назначения платежа клиентами при оформлении Заявок.
Проводится работа по включению банков, находящихся на территории области и соответствующих требованиям п.4 статьи 176.1 Налогового кодекса, в Реестр банковских гарантий.
Введен новый механизм уточнения платежей, ошибочно зачисленных на счет № 40101.
До финансовых органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований доводятся прогнозные значения поступлений акцизов на нефтепродукты в части, подлежащей распределению в соответствующий бюджет.
Автоматизирована сверка внутриказначейских расчетов по передаче сумм невыясненных поступлений между территориальными органами Федерального казначейства, по расчетам между органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и подведомственными ему территориальными органами государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
Осуществляется подготовка к осуществлению операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо.
Осуществлен перевод на новую транспортную среду передачи данных между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.
В связи с запуском в промышленную эксплуатацию Государственной информационной системы «Электронный бюджет» в 2015 году осуществлено подключение к порталу всех заинтересованных лиц. Совместно с финансовыми органами и учредителями заполнен информацией Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, сформированы ведомственные перечни услуг по краевым и муниципальным учреждениям. Проведена работа по опытной эксплуатации подразделов системы «Управление закупками» и «Учет и отчетность».
Уполномоченные органы государственной (муниципальной) власти Пермского края, ответственные за проведение независимой оценки качества услуг, оказываемых образовательными, медицинскими учреждениями, учреждениями сферы культуры и социального обслуживания, зарегистрированы управлением на портале Государственных (муниципальных) учреждений.
Учет на лицевых счетах операций со средствами юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета в виде субсидий, авансов по отдельным государственным контрактам. Обеспечено участие в ведении Реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями.
Для осуществления операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми бюджету края из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в управлении открыты лицевые счета по переданным полномочиям 17 федеральным органам власти – главным распорядителям средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 242.6 бюджетного кодекса и частью 20 статьи 30 Федерального закона №83-ФЗ управление приступило к организации исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Проведена организационная работа по предоставлению кредитов бюджетам муниципальных образований. Выдан первый кредит администрации одного муниципального района.
Внедрено прогнозирование движения средств на счете бюджета Пермского края с помесячной и дневной детализацией.